Возможные проблемы текстов на ЕГЭ
- Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; (можно ли постичь природу с помощью языка).
- Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).
- Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – "болезнь" планеты).
- Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).
- Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).
- Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).
- Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).
- Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).
- Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).
- Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).
- Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).
- Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).
- Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).
- Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).
- Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).
- Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают "ядро" языка).
- Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).
- Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).
- Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.
- Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).
- Проблема отсутствия идеологии.
- Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).
- Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).
- Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).
- Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).
- Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).
- Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).
- Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).
- Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).
- Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).
- Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).
- Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).
- Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).
- Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие"культурный человек").
- Проблема верности принципам.
- Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).
- Проблема совести (что такое совесть).
- Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).
- Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).
- Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).
- Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).
- Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны)
- Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).
- Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).
- Проблема сохранения лучших качеств души драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).
- Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).
- Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).
- Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).
- Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).
- Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).
- Проблема роли детства в жизни человека (детство – "сердцевина" человеческой жизни, где проявляется суть человека).
- Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).
- Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).
- Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).
- Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).
- Проблема материнства (в чём суть материнства).
- Проблема патриотизма (что такое патриотизм).
- Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).
- Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.
- Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).
- Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).
- Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.
- Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).
- Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, "живую" книгу от "литературного попкорна").
- Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).
- Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).
- Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).
- Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).
- Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).
- Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).
- Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).
- Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).
- Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают "цивилизованные вандалы" - люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).
- Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).
- Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).
- Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).
- Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).
- Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).
- Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере "скрещиваются" противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).
- Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось)
- Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в "оружие" против этого человека).
- Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).
- Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).
- Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).
- Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).
- Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).
- Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).
- Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).
- Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).
- Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).
- Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).
- Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).
- Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).
- Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).
- Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).
- Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).
- Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).
- Проблема духовной "глухоты" и "слепоты" человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).
- Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).
- Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).
- Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).
- Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).
- Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).
- Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).
- Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).
- Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).
- Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).
- Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).
- Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).
- Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес - развлекательные программы).
- Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).
- Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).
- Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)
- Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)
- Проблема благодарности (умение благодарить людей)
- Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)
Как определить проблему текста
2.Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека.
Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, конфликт поколений).
Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка.
Эстетические: восприятие человеком искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги в жизни человека, влияние интернета и телевидения на детей и подростков.
Изобразительно-выразительные
средства языка
Русский
язык достаточно богат, он
обладает
всеми средствами для выражения
самых тонких ощущений и оттенков мысли.
В.Короленко
В качестве средств художественной
выразительности писатели и поэты используют различные тропы и приёмы.
(Троп - это употребление слова в переносном значении, которое формирует яркие смысловые оттенки. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности.)
(Троп - это употребление слова в переносном значении, которое формирует яркие смысловые оттенки. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности.)
I - ТРОПЫ (использование слов или выражений в переносном значении)
Сравнение
Сравнение двух предметов или явлений по
общему для них признаку.
Отличается от метафоры тем, что
сравнение выражено в тексте, а не подразумевается. «Бегут
ручьи моих стихов» (Блок) — метафора.
«Мои стихи бегут, как ручьи», - сравнение.
Метафора
Разновидность тропа, в основе которого
лежит ассоциация по сходству или по аналогии.
Важно, что признак, по которому
выстраивается аналогия, не назван.
Зачастую метафорическое понятие объединено
со словом, использованным в прямом смысле, в одно словосочетание. Часто второе
слово при этом стоит в творительном падеже: "чаша желаний", "змея
сомнений". Однако поэтическая метафора может быть более
развернутой: "Прозрачным синеньким ледком / Подернулась ее
душа".
Чтобы увидеть метафору, нужно дать себе
отчет, что слово или несколько слов употреблены в переносном значении: желания
не лежат в чаше, душа не может в буквальном смысле подернутся льдом.
Метонимия
Замещает одно слово другим, которое
применено в переносном значении. "Все флаги в гости будут к
нам". Здесь, на самом деле, двойная метонимия: флаги - это корабли, а
корабли - страны.
Метонимия отличается от сравнения и
метафоры тем, что основной компонент (понятие, о котором идет речь)
вообще не назван.
Синекдоха
Разновидность метонимии. Троп, основанный
на перенесении значения с одного явления на другое по признаку
количественного отношения между ними. Например, единственное число
может употребляться вместо множественного: "Всё спит — и человек,
и зверь, и птица". Или наоборот: "Мы все глядим в
Наполеоны". Другие варианты синекдохи: часть вместо целого, родовое
понятие вместо
видового или наоборот.
Литота
Троп, имеющий значение преуменьшения или
нарочитого смягчения реального явления. "Мужичок с
ноготок" (преуменьшение).
"Не дорого ценю я громкие слова" (смягчение: имеется в виду вовсе не ценю).
Не путать с синекдохой.
Эпитет
Определение при слове, влияющее на его
выразительность. Робкий шорох.
Не каждое определение можно считать
эпитетом - только экспрессивно окрашенное,
добавляющее какую-то эмоцию, личное отношение говорящего. Например, в
словосочетании "большой чемодан" эпитета нет. Информативный компонент
тоже может присутствовать в значении эпитета, но экспрессивный должен
превалировать.
Не стоит заблуждаться, что эпитет - это
непременно прилагательное. Вот примеры эпитетов, принадлежащих
к другим частям речи: горячо любить (наречие), веселья шум
(существительное), вторая жизнь (числительное).
Пример эпитета "горячо любить" демонстрирует, что слово
"определение" в формулировке значения эпитета НЕ ИМЕЕТ
ОТНОШЕНИЯ К СИНТАКСИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СЛОВА в составе предложения. Например,
горячо - не определение, а обстоятельство. Это определение в более широком
смысле.
Ирония (можно также расценивать
как приём)
Истинный смысл противоречит тому, что
сказано. При этом, по словам Аристотеля, ирония - это «высказывание, содержащее
насмешку
над тем, кто действительно так думает».
"Какой же ты у меня внимательный!" (жена мужу, забывшему про
годовщину).
Злая ирония - это сарказм.
Гипербола (можно также расценивать как приём)
Художественное преувеличение.
Олицетворение (можно также расценивать как приём)
Присвоение свойств одушевлённых предметов
неодушевлённым. "Государство словно отчим злой" (здесь
также присутствует сравнение,
но это не обязательно, можно сказать: "Государство
- злой отчим").
Оксюморон
Нарочитое сочетание противоречивых
понятий. Живой труп.
Оксюморон может быть
развернутым: "Смотри, ей весело грустить Такой
нарядно-обнаженной" (Ахматова). Здесь, по сути, на образном уровне
увязаны две пары противоречивых понятий.
Перифраз
Троп, описательно выражающий одно понятие с
помощью нескольких. Описательное высказывание. "Люблю тебя, Петр
творение"
(имеется в виду Санкт-Петербург).
II - ФИГУРЫ РЕЧИ, ПРИЁМЫ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Цитирование
Должны быть кавычки. Может быть частичное
цитирование вплоть до одного слова (в этом случае текст в кавычках
начинается с маленькой буквы).
Ряды
однородных членов
Должны быть сочинительные союзы (чаще всего
союз и), либо запятые между однородными членами.
Фразеологизм
Устойчивое и часто неделимое (идиома)
словосочетание или предложение. Делать что-либо "спустя рукава".
"Плыть по течению" (в переносном
смысле).
Вводные
конструкции
...
Назывные
предложения
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный
и тусклый свет.
Наличие эпитетов не мешает предложению быть
назывным.
Синтаксический
параллелизм
Риторическая фигура, представляющая собой
расположение схожих фрагментов в смежных частях текста. Эти фрагменты выполняют
одинаковую синтаксическую функцию (то есть в них тот же набор членов
предложений). "Параллельными" могут быть предложения, их части,
словосочетания, слова. "Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в
краю родном?"
Анафора
Повторение одинаковых или похожих элементов
в начале смежных фрагментов текста: предложений, частей предложения
или поэтических строк. Анафора может
быть воплощена посредством синтаксического параллелизма. Но не обязательно!
Помимо лексической анафоры (повтор одних и
тех же слов), бывает и чисто фонетическая (использование схожих по звучанию фрагментов): В
речном тумане виснет ниже / Вечерний красный парус дня. Также выделяют
синтаксическую и ритмическую анафору.
Но все это настолько "тонкие
материи", что, скорее всего, в задании В8 речь может идти
только о лексической анафоре:
Наше оружие — наши песни, / Наше
золото — звенящие голоса.
Имейте в виду, что повторяющиеся слова или
группа слов могут отличаться по форме, то есть совпадать не полностью.
Лексический повтор Стилистическая фигура, заключающаяся в
намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо
речевой конструкции. "О, весна без конца и без краю - / Без конца
и без краю мечта!" (Блок).
Слово или группа слов могут содержаться в
нескольких соседних или близко расположенных предложениях. Открытым остается
вопрос, надо ли читать предыдущее предложение (до того, номер которого указан в
задании). Примеров такой "засады" в тренировочных заданиях не
обнаружено, поэтому, скорее всего лексический повтор будет происходить в рамках
указанного предложения.
Также есть разночтения на тему того, должен
ли быть лексический повтор полным или приблизительным (например, может ли
меняться форма одного из слов или порядок слов). Опять же, примеров неполного
совпадения в тренировочных тестах пока не найдено (если найдете - сообщите на
форуме). Так что ищите буквальное совпадение.
Инверсия
Расположение членов предложения в особом
порядке, нарушающем обычный. Цель - усилить выразительность речи.
Зачем я поставил флажок? Казалось бы,
инверсия очень понятный термин. Однако в тексте найти инверсию иногда бывает
очень непросто, поскольку в русском языке нет жесткого нормирования порядка
расположения членов предложения. Например, не каждый увидит
инверсию в предложении: "Опасна
охота на медведя" ("нормальный" порядок слов: "Охота
на медведя опасна"). "Мы Волгу толокном замесили",
- здесь тоже есть инверсия.
Инверсия часто используется в фольклоре, в
поэзии и художественной прозе, имеющий "поэтический" колорит: "Вышел
месяц ночью темной..."
Диалектизмы
Риторическое
восклицание/вопрос/обращение
Риторический вопрос: реально не спрашивают,
это фигура речи. Риторическое восклицание: восклицают не в диалоге, а как бы со
сцены: "О горе мне!"
Если восклицание к кому-то обращено, то оно
не является риторическим. Грань здесь довольно тонкая. Например, в
диалоге:
"- Ну ты скоро? - Как ты мне
надоел!" - второе предложение не риторическое. А в диалоге: "- Ну ты
скоро? - Я этого не выдержу!"
(обращаясь к небесам), - риторическое
восклицание.
При риторическом обращении апеллируют
к несуществующему собеседнику: "Боже, помоги мне!" (здесь
также можно усмотреть
риторическое восклицание). В то же время,
обращение к Богу в рамках молитвы едва ли можно считать риторическим. Верующий
действительно обращается к Богу. Также не является риторическим предложение:
"Сезам, откройся!" - герой реально разговаривает с дверью.
Восклицательное/вопросительное
предложение
Не путать с их риторическим собратьями.
Парцелляция
— экспрессивный синтаксический приём
письменного литературного языка, при котором предложение интонационно делится
на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные
предложения. Парцелляция используется для создания экспрессивной окраски
путём отрывистого произношения предложения. Обычно парцеллируемые слова
отделяются знаками препинания, но остальные грамматические правила
соблюдаются.
Термины
Противопоставление,
антитеза
Что такое противопоставление, думаю
понятно: "Он толстый, а не тонкий". Надо только иметь в
виду, что существует еще и антитеза -
это "художественная"
разновидность противопоставления, имеющая риторический потенциал. То есть не
каждое противопоставление
можно считать антитезой.
Надо понимать, что при противопоставлении совершенно
не обязательно должна быть частица "не" и синтаксически выраженное
сравнение двух "антиподов".
Например, вполне можно увидеть антитезу в пушкинском: "Они сошлись. Волна
и камень, Стихи и проза, лед и пламень..."
Градация
Каждая новая часть высказывания добавляет
"градус" экспрессии, как бы нагнетая один и тот же признак.
"Не час, не день, не год уйдёт…"
Эллипсис
Намеренный пропуск слов, которые при
желании легко восстанавливаются. Эта фигура речи характерна для разговорного
стиля.
С точки зрения синтаксической
структуры предложение, содержащее эллипсис, часто является неполным:
"Пришел домой - и сразу на
диван" (сразу сел/садится на диван).
Часто эллипсис проявляется в
диалоге: "- Я иду домой. - Я тоже" (я тоже иду
домой).
Нельзя видеть эллипсис в
односоставных предложениях. Например, в таких: "Стучат, откройте
дверь".
Умолчание
Не просто пропуск части предложения, а
намеренный его обрыв, призванный повысить выразительность. "Баснь
эту можно бы и боле пояснить / – Да чтоб гусей не раздразнить..." (концовка
басни Крылова).
Часто маркируется в тексте многоточием в
конце предложения.
Вопросно-ответная
форма изложения
По сути, речь идет о диалоге, но он может
быть и внутренним, то есть содержать риторические вопросы и ответы.
Часто используется в публицистике. Автор
сам ставит вопрос и сам же на него отвечает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий